Способы определения ветра в полете
В полете ветер может быть определен одним из следующих способов:
— по углу сноса и путевой скорости, измеренным на одном курсе;
— по двум углам сноса, измеренным на двух курсах;
— по двум путевым скоростям, измеренным на двух курсах.
Способ определения ветра по углу сноса и путевой скорости
имеет наибольшее распространение. Для расчета ветра на наколенном планшете летчика (НПЛ) кроме угла сноса и путевой скорости необходимо знать воздушную скорость и курс вертолета.
Определение направления и скорости ветра на НПЛ производится в следующем порядке.
1. Установить треугольный индекс шкалы «Время» на значение воздушной скорости полета в километрах в час.
2. По величине путевой скорости на шкале процентов отсчитать ее относительное значение, т. е. путевую скорость в процентах относительно воздушной скорости.
3. Поворотом ветрового лимба против курсовой черты установить значение курса полета.
4. По величине угла сноса и относительной путевой скорости на лимбе поставить «точку ветра», которая будет представлять собой конец вектора ветра.
5. Развернуть лимб до совмещения полученной точки с курсовой чертой.
6. Против стрелки курсовой черты по шкале лимба отсчитать направление ветра в градусах, а по номограмме лимба — относительную скорость ветра.
7. По величине относительной скорости определить скорость ветра в километрах в час.
Определение ветра по двум углам сноса, измеренным на двух курсах, применяется в том случае, когда есть возможность измерить угол сноса на двух различных курсах полета, отличающихся друг от друга на угол не менее 40—45°.
Последовательность решения задачи на НПЛ следующая.
1. Установить треугольный индекс шкалы «Время» на значение воздушной скорости полета в километрах в час.
2. Развернуть ветровой лимб на значение первого курса и провести линию, соответствующую значению угла сноса на нем.
3. Развернуть ветровой лимб на значение второго курса и на лимбе провести линию, соответствующую значению угла сноса на нем.
4. Поворотом лимба подвести точку пересечения линий сноса под курсовую черту.
5. Против стрелки курсовой черты отсчитать направление ветра, а против точки пересечения линий сноса — его относительную скорость.
6. Перевести относительную скорость ветра в скорость в километрах в час.
Определение ветра по двум путевым скоростям, измеренным на двух курсах, применяется в тех случаях, когда имеется возможность измерить путевые скорости на двух курсах.
Порядок расчета ветра этим способом на НПЛ следующий.
1. Установить треугольный индекс шкалы «Время» на значение воздушной скорости полета.
2. На шкале процентов по величине первой и второй скорости определить их относительные значения.
3. Развернуть ветровой лимб на значение первого курса и провести линию, соответствующую относительной величине первой путевой скорости.
4. Развернуть ветровой лимб на значение второго курса и провести линию, соответствующую относительной величине второй путевой скорости.
5. Поворотом лимба подвести точку пересечения линий путевых скоростей под курсовую черту.
6. Против стрелки курсовой черты отсчитать направление ветра, а против точки пересечения линий скоростей — относительную скорость ветра.
7. По относительной скорости определить скорость ветра в километрах в час.
В тех случаях, когда условия полета не позволяют определить ветер указанными способами, экипаж может воспользоваться глазомерным методом определения направления и скорости ветра по местным признакам. Направление ветра достаточно легко определить по пыли, поземке, дыму, деревьям и т. п. Несколько сложнее определить скорость ветра. Приближенно скорость ветра можно определять по следующим признакам. Если дым поднимается вертикально вверх, а при полете над водной поверхностью наблюдается зеркальная вода, то ветер практически отсутствует; дым слабо отклоняется, на воде появляются чешуеобразные волны без «барашков» — ветер 1—2 м/с; на деревьях движутся тонкие ветви, а на поверхности воды видны хорошо выраженные волны — ветер 2—4 м/с; поднимается пыль, волны становятся длиннее, местами появляются пенящиеся «барашки» — ветер 5—7 м/с; раскачиваются небольшие деревья, вся поверхность воды покрыта «барашками» — ветер 8—10 м/с;’ раскачиваются большие дере
вья, на волнах образуются гребни большой высоты — ветер 10 — 13 м/с; гнутся небольшие деревья, волны громоздятся и ветер срывает с гребней пену — ветер до 15—16 м/с.